Партнерство - это доверие, честность, понимание, этичность, надежность. Так можно описать наш стиль ведения бизнеса в сфере консалтинга.

Как не ошибиться при выборе профессионального бизнес-консультанта?

Начнем с медицинских аналогий

Давайте начнем нашу экскурсию в "параллельный мир" с банальной ситуации - представьте, что посреди ночи у Вас страшно разболелся зуб. Перепробовав все домашние средства, начиная от полосканий и заканчивая лошадиными порциями анальгина, в конце концов, Вы вызываете такси и едете к ближайшему дежурному врачу, который за определенное (и обычно не маленькое!) вознаграждение сможет избавить Вас от страданий, удалив больной зуб. Оставшись без оного, Вы будете вынуждены обратиться к протезисту, который за еще большее вознаграждение ликвидирует возникший дефект. Погоревав по поводу утраченного зуба, а также "испорченных" надетыми на них коронками двух соседних (если, конечно, Вы не решитесь воспользоваться услугами специалистов по имплантации, которые обойдутся Вам еще дороже), через некоторое время Вы забудете о неприятной ситуации, пока она вновь не повторится с зубом или другой частью Вашего организма…

Возможен ли другой сценарий развития событий? Любой врач ответит Вам, что, конечно, возможен, и что к своему здоровью следует относиться более внимательно, уделять внимание профилактике, регулярно проводить диагностику, потому что современная медицина в состоянии выявить болезни на самой ранней стадии, пока Вы еще не подозреваете о грозящей Вам опасности, и предотвратить или, по крайней мере, ослабить их, а также укрепить иммунитет и т.д… В общем, Вы сами все знаете и наверняка слышали это неоднократно. Все об этом знают, но поступают все по-разному. В общем, выбор за Вами.

Спросите, к чему все это? Так вот, профессиональный бизнес-консультант - это врач, только не для людей, а для компаний. Даже если Вам кажется, что в Вашей компании все и так хорошо, кто знает, может быть, могло бы быть гораздо лучше? А что будет завтра? Те, кому доводилось побывать на вершине (профессиональной или любой другой), хорошо знают, что добраться до нее тяжело, но гораздо сложнее удержаться и не скатиться вниз. Помните детскую игру "царь горы"? Вершина одна, а желающих на нее подняться много!

Как определить, нужны ли Вам консультанты?

Так когда же стоит обратиться к консультанту? Во-первых, в том случае, если Вы сталкиваетесь с необходимостью воспользоваться услугами профессионала, которого нет в штате Вашей компании, потому что в повседневной деятельности такой специалист Вам попросту не нужен. Говоря другими словами, иногда Вы сталкиваетесь с проблемами, для решения которых требуются специальные знания, которыми Вы не обладаете, а использовать эти знания Вам необходимо в определенный, относительно непродолжительный, период времени. Например, Вы предполагаете расширить свою деятельность, а для получения финансирования Вам необходимо подготовить грамотный бизнес-план, который произведет соответствующее впечатление на банк или на Вашего инвестора. Конечно, Вы могли бы попробовать справиться своими силами, но практика показывает, что взглянуть на ситуацию чужими глазами (в данном случае глазами сотрудника банка или инвестора) под силу далеко не каждому. То, что кажется Вам очень важным и значимым, может показаться финансисту совершенно несущественным, а то, о чем Вы никогда не задумывались, окажется самым главным для принятия решения. В данном случае консультанту отводится роль "мостика", который поможет соединить два берега. Конечно, можно попробовать взять в штат соответствующего специалиста, что, на первый взгляд, покажется существенно дешевле, но в итоге, как это часто бывает, приведет к еще большим затратам: хороший специалист не может стоить дешево, а насколько он хорош, Вы сможете оценить не сразу. Да и что он будет делать после завершения порученной работы? Тем более Вы не можете не понимать, что ему в силу его подчиненного положения будет нелегко возражать Вам, даже если Вы совершенно не правы!

Вторая ситуация, при возникновении которой следует задуматься о приглашении профессионального бизнес-консультанта, связана с появлением у Вас ощущения, что Вы делаете что-то не совсем правильно, что что-то идет не так, как нужно. Например, в течение последних нескольких лет объем продаж товаров или услуг Вашей компании постоянно увеличивался, и вдруг Вы обнаружили, что, несмотря на это, получаемый доход стал неуклонно уменьшаться (под доходом в данном случае понимается разница между выручкой и затратами). В этом случае консультант может не только провести грамотный анализ ситуации и подсказать оптимальные варианты решения проблемы, основываясь на опыте работы с другими компаниями, но, возможно, поможет Вам скорректировать стратегию дальнейшего развития, чтобы избежать возникновения подобных или других проблем в будущем.

Как говорит народная мудрость, "одна голова хорошо, а две лучше". Это третий повод обратиться к профессиональному консультанту. Очевидно, что руководитель должен быть уверен в успехе своей компании. Но любой здравомыслящий человек понимает, что всегда существует вероятность возникновения тех или иных проблем, которые могут помешать достижению цели. С кем обсудить свои опасения? Люди, никогда не побывавшие в кресле руководителя, обычно считают, что самая легкая жизнь именно у начальника. Сидишь себе в удобном кресле в отдельном кабинете, да указываешь, кому что делать. Красота! То ли дело рядовой сотрудник - постоянно находится на "передовой" и при этом часто выслушивает упреки начальства. Ужас!

И не понимает сотрудник, как он на самом деле счастлив! Ему не нужно ругаться с поставщиками и дистрибьюторами, у него не болит голова по поводу того, где взять деньги, чтобы вовремя выплатить всем зарплату и рассчитаться за коммунальные услуги, которые постоянно дорожают; ему не нужно искать замену Маше Петровой из бухгалтерии, которая почему-то только вчера сообщила, что через неделю она уходит в декретный отпуск; он может себе позволить крепко спать по ночам и тихо ругать начальство в курилке… Какая уж тут стратегия! Если руководитель не будет уверен в себе, то не сможет он никого ни в чем убедить, как бы ни старался! Но ведь начальник тоже человек, и ему тоже иногда нужно с кем-нибудь поделиться своими сомнениями, обсудить свои планы на будущее. Этим собеседником не может быть кто-то из его подчиненных или более высокого начальства (по совершенно понятным причинам!), это не может быть коллега из аналогичной компании (если только он не является давним приятелем и не работает совсем уж в другой области, но может понять суть проблемы). Это может быть обладающий необходимой житейской мудростью и профессиональным опытом близкий человек (друг или подруга, муж или жена), но часто ли такое встречается в нашей жизни?

Каковы они, профессиональные консультанты?

Настоящий консультант - лицо независимое, строго следующее правилам профессиональной этики. Беседуя с действительно профессиональным консультантом, Вы можете быть уверены, что он сможет правильно оценить ситуацию и будет стараться найти решение, полностью учитывающее Ваши интересы, ведь суть его профессии заключается именно в этом! Он никогда не будет рассказывать о Ваших проблемах Вашим подчиненным или коллегам по цеху - для него это равносильно публичному профессиональному самоубийству! Работая с консультантом, можно конструктивно обсудить свои сомнения, поговорить о своих замыслах, узнать его (или ее) точку зрения как объективного и более информированного специалиста, который наверняка уже встречался с подобными проблемами в других компаниях. Вы сможете поговорить о вероятных трудностях, которые могут встретиться на пути продвижения к цели, и о превентивных мерах, которые способны предотвратить их появление.

Чего можно ожидать от работы с консультантом?

В процессе работы с консультантом Вы сможете увидеть себя и свою компанию как бы "со стороны", и это наверняка поможет найти новые неожиданные решения привычных вопросов, увидеть источники проблем, о существовании которых Вы, быть может, пока и не догадывались, и предотвратить их возможные негативные последствия, активизировать творческий потенциал Вашего коллектива, установить деловые отношения с новыми партнерами, привлечь новых клиентов, да и мало ли что еще! Это список можно продолжить, все будет зависеть от конкретной ситуации, от Вашего желания и готовности работать с консультантом, и, конечно же, от его профессионализма.

Решившись обратиться к консультанту, помните, что для получения действенной поддержки Вам придется многое рассказать о своей компании, иначе он просто не сможет Вам помочь. Ведь когда Вы приходите к врачу, вы обычно подробно рассказываете о своих проблемах, даже если это Вам не очень приятно. Вы это делаете, потому что понимаете, что от этого зависит успех лечения - ведь Вы же не хотите лечиться от несуществующих болезней! Даже если вопросы, которые будет задавать консультант, покажутся Вам не имеющими отношение к делу, не торопитесь с выводами - скорее всего в результате Вы сможете увидеть ситуацию совершенно по-другому и вместе с Вашим новым помощником найдете неожиданные оригинальные решения привычных проблем.

Как выбрать консультанта?

Выбирая консультанта, постарайтесь оценить уровень его профессионализма в интересующей Вас области, наличие соответствующего опыта (к сожалению, несмотря на блестящее образование, вчерашний выпускник ВУЗа едва ли может сразу стать эффективным консультантом из-за отсутствия как профессионального, так и жизненного опыта), а также умение общаться с людьми - если Вы чувствуете себя некомфортно в обществе данного человека, то он никогда не сможет стать "Вашим" консультантом, даже будучи профессионалом высокого класса. Помните, что ни один, даже самый сведущий, специалист не сможет "навскидку" выдать варианты решения проблемы, хорошенько не разобравшись в ситуации и не собрав необходимую информацию, поэтому, если Ваш собеседник настойчиво дает Вам понять, что "знает и может все", - лучше поискать другого консультанта.

Обязательно попросите консультанта подготовить для Вас письменное предложение о содержании предполагаемых работ. Такое предложение является ответом консультанта на запрос клиента, поэтому оно должно обязательно содержать следующую информацию:
- суть поступившего запроса (это позволит Вам оценить, правильно ли консультант понял свою задачу),
- формулировку целей и задач предполагаемой работы,
- краткое описание содержания работ и способов их выполнения (например, интервьюирование персонала или анкетирование клиентов, написание отчета по итогам проведенной работы и пр.),
- сроки выполнения работы,
- расходы на выполнение работы (попросите консультанта подготовить что-то вроде калькуляции с указанием Ваших расходов на реализацию отдельных этапов консалтингового проекта - это даст Вам возможность не только понять, из чего складывается общая цена, но и поторговаться с консультантом, если Вы поймете, что какие-то виды работ Вы сможете выполнить сами, например, собрав часть необходимой информации).

Собрав несколько подобных предложений от нескольких консультантов, Вы сможете сравнить их и понять, что можно ожидать от каждого из них, и насколько в предложениях отражены Ваши реальные потребности.

Заключение

Надеюсь, что наша небольшая экскурсия в "параллельный мир" Вам понравилась, и побудила Вас подумать о том, что у Вас есть возможность найти себе помощников, которые готовы приложить максимум усилий для решения любой Вашей проблемы, дать дельный совет, вместе с Вами подумать о будущем, предупредить о грозящей опасности и показать открывающиеся возможности. Так что, как это всегда бывает у сильных людей, выбор за Вами!





:: Скрытые ресурсы консалтинга

:: Роль внешних консультантов в формировании и внедрении корпоративной стратегии.

:: Приглашать консультантов или учиться самим?

:: Ценообразование консалтинговых услуг

:: Внутренний консультант или внешний: плюсы и минусы

:: Инновации и конфликты в организации - взгляд консультанта

:: Как не ошибиться при выборе профессионального бизнес-консультанта?

:: Методологическое консультирование.



Каталог ссылок Карта сайта На главную Каталог ссылок Карта сайта Контакты На главную